Рукотворность
Во время обучения в художественной школе чувствовал досадную невозможность приблизиться в изображении к оригиналам, например, к предметам в натюрморте. Природа более правдива, убедительна и честна.
На первом чайнике рисовал тени в виде редких линий. Уже тогда была склонность к минимализму. Объем, проработанность казались чем-то странным, попыткой угнаться за недостижимым.
Был недоволен, мазком, нарочитой рукотворностью, несовершенством. Казалось, что существует секрет, чудо, волшебство, навык создавать удивительно реалистичные изображения.
Но чуда нет. Всегда заметна рука, прием, даже не смотря на спрятанные мазки, растушевку.
Видится существование диапазона сделанности. Большая проработка - в ущерб индивидуальности, стилизации, оригинальному видению. Иногда авторы усиливают «неумелость», неряшливость с целью подчеркнуть рукотворность, как ценность.
Но зачем повторять реальность в эпоху фото, видео, цифровой графики, когда камера и фоторедактор у каждого в кармане? Не лучше ли делать что-то радикально иное, свое, то, чего не было? Бросить вызов предметности.
Мазок - именно то, что воспринималось как дефект, стало основой авторского языка. Стоп-кадр момента касания кисти, макросъемка этого действия - основной сюжет произведений. Элементарная частица, единица процесса живописи, след руки художника, ода рукотворности, свидетельство присутствия автора, автограф, автопортрет, тэг….
Можно ли мазок сделать сложным, интересным, «красивым»? Легкость, ощущение одного касания, в котором сочетаются простота, сложность, градиент и детализация, составляют индивидуальную технику. Эстетичная смачность, текстурность, наряду с тонкостью и изяществом, все эти нюансы – элементы стиля, как неповторимый отпечаток пальца автора.